Что такое ретрит? В чем отличия интегральной методики от Випассаны Гоенки?

Лет 10 лет назад при поиске в интернете ретрита випассаны скорее всего вам был бы предложен только сайт одноименного движения, которое было создано Сатья Нарайяном Гоенкой в 1969 году. Основатель является учеником У Ба Кхина, бирманского мастера.

Что такое ретрит?

Сегодня же поисковая выдача будет переполнена самыми разными предложениями. В одном только Подмосковье вы найдете сразу несколько вариантов где пройти ретрит випассаны. Как разобраться в этом многообразии и понять в чем разница между ними и применяемыми на них методиками? Действительно ли ретрит в Подмосковье будет так же эффективен или обязательно нужно ехать в Непал или Индию? 

 

Что такое ретрит?

Чтобы разобраться с этим вопросом, следует понимать что такое ретрит и различия между медитацией и движением Випассана, имеющими одинаковое название. Медитация имеет древнейшие корни, а формат ретрита был создан для её интенсивной практики в максимально приспособленных для этого условиях. Если говорить простыми словами, то ретрит – это место где можно уединиться от дел и забот и посвятить время изучению себя. 

Еще основатель буддизма Шакья-Муни в 6 в до нашей эры на основе длительных исследований и самонаблюдения, пришёл к выводу что мистическая практика сосредоточения принятая тогда повсеместно в Индии не ведёт к заявленной цели (освобождению от страданий).

Да, она направлена на постепенный переход к высшим состояниям, но ее недостаточно. Тогда он и ввёл в практику медитацию випассаны (видения как есть).

Сегодня можно встретить самые разные «светские» медитативные техники и методики, которые не имеют практически ничего общего с традицией и методиками випассаны используемыми на ретритах. Зачастую это отбор по одному-нескольким элементам из разных практик и их компоновка. Сложно говорить о результативности такого подхода.

 

Что такое випассана?

Випассана – это не отдельный вид медитации, а представляет собой комплексную методику самопознания, внутренней трансформации человека. При этом за 2500 лет принципиальных изменений в механизмах функционирования ума и психики людей, проблемах, шаблонах и т.д. не произошло. Используемые тогда системы и шаги к достижению на ретритах основной цели медитации актуальны и сейчас. Нового не придумано.

Випассана не является чем-то развлекательным, это не тот метод, который даёт лишь временный эффект. Практика помогает исцелить ум, научиться видеть корни проблем, причини неудовлетворенности жизнью и методы их решения.

Випассану в течение последних 100 лет изучают и практикуют миряне и не-буддисты, при этом она остается такой же эффективной. Ее ценностью и преимуществом становится отсутствие жесткой конфессиональной взаимосвязи. Каждый практик может самостоятельно решать, насколько глубокой и всеобъемлющей будет трансформация непосредственно для него. Практиковать можно самостоятельно, с учителем или на выездном ретрите 3 дня10 дней и более. 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что випассана является системой, которую может освоить каждый, а ретрит – это формат, помогающий сделать это максимально просто и эффективно. Випассана не столь сильно привязана к вероисповеданию. Ее основа — самопознание, понимание своих состояний, исцеление ума.  

Однако большинство современных курсов випассаны практикуемых на ретритах имеют истоки в буддизме тхеравады. В преподавании на ретритах для мирян, акцент делается на ощущениях тела в первую очередь, и лишь во вторую — на психических изменениях и состояниях. По такому принципу изучается випассана по методу Махаси Саядо. Здесь практик сосредотачивается на движении брюшной стенки живота. Или по методу Гоенки, с сосредоточением на ощущении от дыхания на верхней губе. Переход к пониманию буддийских основ здесь является следующим моментом, до которого ученики далеко не всегда доходят.

Однако то, о чём говорил Будда, предполагает одновременное занятие по випассане и саматхе.  Випассана или исследование, достигается лишь при полном спокойствии и сосредоточении ума, исчезновении мыслей, достижении стадии джхан в практике саматхи. Это основа. Но во многих современных школах джханы стали считаться труднодоступными, потому они больше не ставятся как цель. К сожалению, такая практика не может считаться полноценной (на большинстве ретритах в Подмосковье и по методу Махаси Саядо и по методике випассаны по Гоенке джханы не преподаются и не практикуются)

Кроме того, не все пришедшие на занятия, при недостатке опыта понимают, что постичь высших медитативных состояний здесь с большей долей вероятности не удастся, поскольку методика рассчитана на реализацию менее сложных целей випассаны. 

Ретрит в Подмосковье - отличия от випассаны по Гоенке

Отличия интегральной методики Метта Випассана от випассаны по Гоенке

С учётом этого и строится Интегральная Методика Метта Випассана принятая в Школе Трёх путей. Это современная практика, открывающая возможность обретения переживания джхан, а высший опыт ниродхи реален и для обычного человека. Метод основан на многочасовых медитациях в специальных позах, одна из которых сидя на стуле, где ключом для преодоления мыслей и фокусировки становится разработанная учителями школы Техника Расслабления (ТР). Так для “европейского” человека, даже новичка, становится возможным находиться в одной позе неподвижно в течение многих часов.

Несмотря на общие истоки, методика преподавания Школы Трёх путей существенно разнится от линии У Ба Кхина (школа Випассана по Гоенке).

Школа Випассаны Гоенки следует в общих чертах в русле тхеравады, хотя и в максимально светском, не религиозном формате. Школа Трех Путей практикует как традиционные, так и новаторские, но максимально эффективные методики и техники. 

В Випассане Гоенки практик должен находиться в позе с скрещенными ногами, сидя на полу. Но при условии европейского строения таза практикующего, пребывание в таком положении даже всего 40-50 минут приводит к болям в пояснице, спине, затекших конечностях, когда фокусировка и отсутствие мыслей крайне затруднительны. Заметим, что достижение высших состояний — джхан возможны в классической медитации в среднем после 1,5—2 часов пребывания в неподвижной позиции.

Болевые ощущения, собственно, и являются предметом наблюдения в школе Гоенки. После их преодоления наступает равностность, состояние блаженства, когда практик может перейти к медитации метта (любви-доброжелательности). Приходят к такому состоянию единицы учеников к концу ретрита, длящегося 10 дней. Оно нередко сопровождается эйфорическими ощущениями, иногда практик достигает первых из 8 джан, но тут ретрит завершается.

Принцип интегральной методики Метта Випассана предполагает начало, развитие и завершение практикой метты. Крайне результативны даже трёхдневные ретриты. За 10 дней ретрита предполагается, что большинство практикующих приобретают опыт джхан, а основная цель ретритов – постижение опыта ниродхи (не-я). При этом даже новички получают понимание классической буддийской випассаны. Медитативное состояние и достижение поставленных перед ними целей доступно практикам с любым опытом и уровнем подготовки.

Подготовительный этап интегральной методики длится 1-3 дня, при этом применяются разные техники, которые не всегда восходят к традициям буддизма. Здесь целью методики Метта Випассаны является быстрое устранение ограничивающих установок и бессознательных психических блоков, которые мешают практику перейти к многочасовым медитациям.

К таким препятствиям можно отнести как телесные, энергетические (психофизические зажимы), так и эмоциональные (подавленные эмоции, душевные травмы), умственные (непонимание), ограничивающие программы бессознательного. Поскольку человек может столкнуться с различными препятствиями, разными бывают и инструменты по их устранению. После достижения этой задачи следует строгая дисциплина, длительные медитации — метта, анапанасати (контроль дыхания), комплекс авторских медитаций и техник.

Интегральная методика предполагает форматы 1, 3 и 10 дневных ретритов. Распорядок дня строгий, питание по вегетарианским принципам, молчание, отсутствие гаджетов и других отвлекающих факторов.

Но в целом, Школа Трех путей предполагает менее жесткие правила, чем правила на ретритах Гоенки. Особенно это касается ретритов випассаны 3 дня. Здесь люди размещаются в номерах с удобствами, отсутствует половая сегрегация, можно (и даже рекомендуется) вести дневник, что исключено в методах «Випассаны» Гоенки.

Интегральная методика предполагает ещё одно важнейшее отличие. Это ежедневное интервью учителя с каждым участником. То есть осуществляется индивидуальное ведение ученика, что резко повышает результативность медитации для людей без опыта. Даже абсолютные новички в медитации могут достигать высших состояний и опыта ниродхи (не-я). Практика Метта Випассана предполагает не более 30 участников в группе, поскольку нагрузка на преподавателей в ходе ведения ретритов и индивидуальных интервью значительна. Для сравнения, ретриты випассаны Гоенки предполагают одновременное участие 50-80 человек, отсутствие индивидуальных интервью и ведения учеников учителями.

Также интегральная методика предполагает чтение лекций, основой которых становится нейрофизиология, психология. Упор делается на интерпретации структуры бессознательного, психики. Построение высоких уровней практики осуществляется на классическом буддийском алгоритме. Производятся исследования состояний, явлений, ученик изучает, приобретает понимание процессов, настраивает работу своего ума. Разумеется, наивысшим достижением становится опыт ниродхи (не-я), когда работа сознания полностью приостанавливается, выполняется его радикальная пересборка. Это вполне осуществимо за 10 дней ретрита. И школа Випассаны по Гоенке и Школа Трех Путей проводят ретриты в Подмосковье в форматах 3 и 10 дней.

 

Сводная таблица отличий методики  Метта Випассана от випассаны по Гоенке.

Для удобства просмотра таблицы в мобильном, рекомендуем перевернуть телефон горизонтально.

Пункт сравнения

Школа «Випассана»

Школа Трёх Путей

Название метода

Випассана.

Интегральная методика Метта Випассана.

Истоки метода

Бирманская тхеравада.

Палийский канон, современные техники и авторские методики.

Основы медитации

Комлекс випассаны для мирян разработанный У Ба Кхином.

Традиционный буддийский комплекс  саматха-випассана.

Вспомогательные техники для успокоения мыслей, техники работы с каналами восприятия, техника работы с творческим воображением (образная медитация).

Основные практики

Наблюдение за дыханием (анапанасати) – вводная часть. 

Наблюдение за ощущениями в теле – основная часть.

Медитация любящей доброты (метта) – заключительная часть.

Метта и анапанасати – главные практики на всём протяжении ретрита.

Техники работы с бессознательным как вспомогательные.

Метта

Метта-бхавана практикуется в последние три дня ретрита короткими сессиями.

Последовательная практика метты на всём протяжении ретрита (в последовательности принятой в цейлонской тхераваде). Метта рассматривается как ключ к высшим медитативным состояниям джханам. 

Последовательное переживание брахма-вихар (любовь, сорадование, сострадание, покой).

Анапанасати

Сосредоточение на ощущении от дыхания в носу и на верхней губе в первые дни ретрита.

Практикуется на протяжении всего ретрита последовательно с 4 опорами осознанности (тело, чувство, ум, объекты ума) и далее (в высших медитативных состояниях) без объекта.

Работа с «физикой»

Нет.

Каждодневная работа с телом для подготовки к продолжительным медитациям: йога, интенсивная ходьба и др.

Энергетические практики

Отсутствуют. Энергетические ощущения возникают в теле спонтанно.

Присутствуют. Дыхательные техники, элементы даосских практик).

Работа с эмоциональной сферой

Нет.

Особые техники успокоения эмоций (внутренней войны). В случае необходимости – специальная техника прощения.

Випассана

Как наблюдение ощущения в теле.

Классический буддийский вариант самоисследования: наблюдение и изучение подлинной природы своего я, феномена непостоянства и причины страдания. Випассана как путь прозрения Закона Взаимозависимого Возникновения (пратититья-самутпада).

Джханы (дхьяны) и ниродха

Не практикуются и как цели не ставятся.

Спонтанно возможет вход в джханы. 

Самадхи (джханы) – условие для практики випассаны. Переживаются большинством участников ретритов.

Ниродха (приостановка я-сознания) как вершина самадхи на 10-дневных ретритах. Случается у каждого пятого участника ретрита. 

Индивидуальные варианты практики

Исключены.

Возможны. 

На ретритах 10 дней программа каждого участника корректируется в зависимости от его психического состояния, опыта и реакции организма.

Максимальное “окно” для практики

До 2 часов (через каждый час короткий перерыв) строго по расписанию.

3,5 часа. Зал для медитации открыт 24 часа в сутки.

Максимальная продолжительность медитации

Один час, тридцать минут (1:30).

В конце и начали каждой сессии включается запись пения Гоенки на Пали.

3-х и более часовые сессии (условие для погружения в джаны) осваивает большинство участников уже к 5-6 дню ретрита (для 10-дневных ретритов).

Сколько часов медитации в день

11 часов.

11-13 часов, при возможности – больше. Акцент на длительные медитации без перерывов.

Поза

Сидя на полу или специальной лавке для медитации.

Различные позы. Предпочтительная – специальная поза сидя на стуле для длительных медитаций и практики медитативных джхан.

Психологическая помощь

Нет.

Есть.

Интервью

Формальное одно за ретрит для группы участников.

На 10-дневных – ежедневное. 

На трёхдневных – ответы на письменные вопросы в особой тетради.

Преподаватели

Аудиозапись Гоенки в переводе.

1-2 преподавателя присутствуют на ретрите.

Инструкции и теория

В аудиозаписи.

Подробные теоретические и практические знания передаваемые преподавателями лично.

Группа

До 80 человек

До 30 человек

Половая сегрегация

Строгая. Зал и столовая, места для прогулок разгорожены на две части. Запрещено глядеть в глаза независимо от пола

Нет. Единый “эгрегор” практикующих.

Размещение

Многоместное, типа хостел. 

Душ на этаже или в соседнем корпусе.

Одно и двух местные номера со всеми удобствами.

Стоимость

Donation. На ретрите предлагается внести пожертвование. 

Фиксированная, в зависимости от выбранного типа размещения и длительности ретрита.

Ретрит в Подмосковье - школа Трех Путей:

Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:

© Copyright 2024